logo
Menu

Почему ты злишься на меня?

Почему ты злишься на меня?

Анна Корниенко

С чем частенько сталкивается начинающий терапевт? Со сложностью выбора, выбора своей реакции на фразу клиента. Сама с этим сталкивалась и вот решила поделиться своим опытом.

Вроде такой простой вопрос клиента: «Почему ты злишься на меня?» А сколько разных вариантов ответа терапевта на этот вопрос существует. Хочу рассмотреть все варианты ответов, которые вижу я. Думаю, чем больше вариантов видит терапевт, тем шире спектр его возможностей. И еще очень важно, если во всех своих сессиях начинающий терапевт склонен выбирать один из возможных вариантов, то эта ситуация точно требует обсуждения у супервизора. Потому что наблюдается некая запрограммированность и узость действий, что как известно, есть признак закрепленного бессознательного паттерна поведения.

 

Варианты:

1. Некоторым клиентам очень сложно говорить о чувствах в принципе. О своих или о чужих неважно, есть у них такая сложность. И если клиент первый раз произносит такую фразу, то это повод порадоваться за него. Сказать ему о том, что слышите от него это впервые. Это отличный повод поговорить о том, что поспособствовало решимости клиента задать такой вопрос. Для того, чтобы клиент мог ассимилировать свой опыт, мог повысить свою осознанность об этом – ведь правда интересно почему он вдруг взял да и решился поговорить о злости.

2. Следующий шаг – это исследование того, как клиент определил, что терапевт злится. По каким признакам клиент сделал такой вывод – что такого в терапевте натолкнуло клиента на эту мысль. И здесь вполне уместен разговор о злости вообще: о том, как клиент видит злость в других людях, как он сам ее ощущает. Ведь есть различия: каждый человек по своему чувствует злость, по своему ее проявляет. И иногда эти различия очень существенны. И интересно вернуть клиенту осознанность этой разности – чтобы он не всех людей мел под одну гребенку, а был внимателен к проявлению каждого и вернул себе гибкость восприятия.

3. Восприняв какую-то эмоцию другого человека, в данном случае терапевта, клиент как-то реагирует на нее. Своими эмоциями, переживаниями или мыслями. И этот аспект стоит обсудить. Позволяет ли клиент терапевту злиться, позволяет ли он злиться себе. Или считает, что злость мешает отношениям – стоит ее прятать. Или злость сильно пугает его, он не умеет с ней справляться, она ранит его особенно сильно. Или чужая злость вызывает у клиента ответную агрессию, сильную агрессию – уничтожить злость, чтобы ее не было. Каждый из этих вариантов – это отдельная тема для исследования. Откуда возникла такая реакция, допускает ли клиент другие реакции, насколько он ограничен в своем выборе реакций на злость. И конечно важно этот выбор расширять, расширять осознанно за счет тех реакций, на которые клиент уже способен и готов.

4. Еще один немаловажный аспект рассмотрения – а что собирается делать клиент с ответом терапевта на свой вопрос. Вот узнает он причину и что дальше? Клиент может захотеть спорить с терапевтом, начать оправдываться или почувствовать вину за что-то сделанное или сказанное. Короче контактировать со своими фантазиями, а не с другим, ведь вероятно, что клиент не пытается услышать реальную причину терапевта – он сам уже все для себя решил, уже продумал весь диалог на пять шагов вперед, успел расстроиться или разозлиться. И тут очень интересно говорить об ожиданиях клиента к терапевту и к самому себе. Можно осознавать насколько между ними происходит общение образов, а насколько реальных людей. И как это происходит в обычной жизни клиента.

5. Ну и конечно терапевт всегда может просто ответить на вопрос клиента и посмотреть на то, что будет происходить дальше. Хотя бы в виде эксперимента :)

<< Вернуться на предыдущую страницу