logo
Menu

Вопрос

Здравствуйте, Елена. Обращаюсь к Вам за советом. Какие книги по детской психологии и воспитанию и каких авторов мне нужно изучить чтобы воспитать сына уверенной в себе личностью без комплексов,с умением принимать решения и быть самостоятельны,с здоровой психикой. И без особых проблем. Ему сейчас 2 года,он очень своенравный и стремиться чтобы все было так как он хочет. Я его люблю и принимаю таким какой он родился. Но очень хочу направить его способности и особенности темперамента в нужное русло. Т.к у меня нет разумного и верного примера перед глазами.
Буду очень благодарна за помощь!

Отвечает Елена Иванова: Здравствуйте, Ирина!

Дело в том, что я не являюсь детским психологом, поэтому вряд ли вам подскажу с какой-то конкретной литературой. Из того, что я знаю, могу порекомендовать вам книгу моей коллеги Анны Корниенко «Детская агрессия», думаю, что это очень важная тема в воспитании детей и не все родители знают как обходится с агрессией. Но поскольку вы написали мне, то отвечу вам, что думаю о том, о чем вы меня спрашиваете.  Если говорить о том, на что бы вы могли опираться в воспитании ребенка, так это я полагаю на себя и на свою любовь и принятие к сыну, которые у Вас уже есть. Это главное, что необходимо для того, чтобы воспитать психически здоровую личность. Обращайте свое внимание на его интересы, сильные и слабые стороны в развитии. Разговаривайте с ним, узнавайте, что ему самому нравится, а что нет. Интересы и сильные стороны поддерживайте и направляйте в более углубленное развитие (можно отдавать ребенка в различные кружки, водить на мероприятия по теме, обеспечивать литературой и т.д.), слабые стороны и ошибки не критикуйте, а также поддерживайте и делитесь своим опытом, что вы об этом знаете, так у него может появится желание их развивать и исправлять, но это может быть совсем не обязательным, поскольку мы все в чем-то являемся разными и в одних предметах более успешны, а в других менее и это нормально. Суперменов среди людей нет и быть не может, есть индивидуальные отличия и именно в этой индивидуальности и есть красота людей. То что я знаю о маленьких детях это то, что в какой то момент они начинают проверяют родителей на границы и в этом смысле важно этот момент в воспитании не пропустить. Я имею ввиду, что своенравие вашего сына стоит уважать, но с позиции более старшего учителя все позволять нельзя. Нужно уметь ребенку в чем-то корректно отказывать и объяснять почему это так. Обозначая границы вы обучаете его безопасности, уважительно относится к другим людям и здоровым образом принимать отказ (не отвергая его), а это очень важно, поскольку в жизни ему не будет доступно все и люди будут ему в чем-то отказывать и он должен это понимать и относится к этому здоровым образом. Здоровый способ переживания отказа это принятие того, что такое может быть. Но принятие возможно, если ребенок умеет переживать чувства связанные с отказом. Например, он может расстраиваться, злится, грустить и это нормально, ваша задача в этом месте совместно с ним проживать эти чувства. Например, говорить: «Сынок я тоже расстроена, тем что вынуждена тебе отказать, но я в этом месте беспокоюсь за твою безопасность и как родитель несу за тебя ответственность пока ты не станешь взрослым. Давай посмотрим, как мы еще можем с этим обойтись или разобраться.»

Среди моих взрослых клиентов есть родители детей и иногда мы затрагиваем темы детско-родительских отношений, но  о более взрослых детях. Про маленьких может быть вам стоит обратиться к более узко-направленному специалисту. Чем смогла откликнулась на ваше письмо, надеюсь оказалась полезной. 

С уважением, Елена Иванова

<< Вернуться на предыдущую страницу